·  Черным цветом текст автора дневника Елены Красушкиной
·  Синим цветом дополнения Сергея Сидоренко
·  Короткий музыкальный фото отчет путешествия Ольги Галик http://www.youtube.com/watch?v=F1MOPWeGH40&feature=em-share_video_user )Россия, Родина моя. Камчатка. Мы сделали это!

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

М.Горький «Старуха Изергиль»

День первый «Улетный»  31.07.2012

Команда, которая встретилась в Пулково – 1 все вместе и каждый и в отдельности по разным причинам всю жизнь мечтали побывать на Камчатке, кто-то навеянный образами Джека Лондона, кто-то со школьной скамьи, а кто-то просто не может усидеть на одном месте, а близ лежащие территории не отвечают запросам души. Вот и представьте, с каким драйвом мы отправлялись в путешествие.

Итак, шестеро смелых: Сергей, Ольга, Максим, Ирина, Ирэна и я, Лена, четверо из которых по праву признаны старичками в путешествиях ПКСД, запаковали свои рюкзаки согласно списка заботливой Ольги Галик и отправились в Край вулканов.

Все предполагали, что это будет необычное путешествие, но приколы начались уже в аэропорту. Оказалось, что вся группа летит до Петропавловска-Камчатского, а нам с Ольгой повезло больше всех – мы только до Владика и наш багаж тоже, в общем как в старом анекдоте: «А ваш ряд до Петропавловска не летит».  Прошу запомнить это до последней главы, потому как развязка будет куда более комична, если не сказать драматична. Ну, об этом потом.

Самолет тоже был необыкновенным, потому как в него садились все кому не лень и так до конца и не было понятно конечного пункта назначения, как оказалось это было маршрутное аэротакси.

К слову сказать, летели мы очень весело, где сели там и дом: песни под гитару украшали аэропорты российских городов, а нашему желудку не давали скучать, кормили каждые 2-3 часа, чтобы это все съесть нужно было быть маленьким экскаватором. Теперь понятно, почему введены ограничения на багаж)))

С первого дня нам в спину дул попутный ветер и складывались обстоятельства, благоприятствующие нашему путешествию: Иркутск нас встретил потрясающими местными вкусностями, лавки с добром были повсюду, а какие потрясающие люди с добрыми глазами и приветливыми улыбками, а во Владике так вообще к нашему приезду открыли новый терминал и мы были снова первыми кто испачкал его коридоры пылью Северной столицы.

Первая посадка в Екатеринбурге, затем в Иркутске, во Владике и вот он наш ПК, аэропорт Елизово.

В Петропавловске-Камчатском к нам присоединился весьма колоритный Влад из Харьковского клуба предпринимателей и как потом выяснится очень полезный член команды, Андрей – проводник на первую часть нашего похода и Олег Петрович – водитель, роль которого в течение всего нашего пути неоценима. Получили багаж, загрузились в 66-ой ГАЗ и отправились на свою первую ночевку на Камчатской земле и было это уже 01.08.2012года. Приют «Сибирский клык» для спортсменов, участвующих в соревнованиях «Камчадал» на собачьих упряжках оказался для нас местом постоя. Это потрясающий 2-х этажный домик, почти мини музей со шкурами на стенах, национальной одеждой, шаманским бубном и чучелами на стенах. Приют стоял на фоне красивейших трех сопок, это действующие вулканы Корякский — истинный красавец, который своим ростом превосходит все остальные вулканы в Авачинской группе, высота его 3456 м, Авачинский и потухший вулкан Козельский. Хозяин приюта – Валентин предоставил нам полный фарш услуг: ужин, душ, сон и конечно песни собак, которые в количестве 60 штук находились вокруг домика и когда завывала одна, ее поддерживали собственно оставшиеся 59. Повезло тому, кто успел уснуть чуть раньше.

День закончился знакомством за круглым столом, вкусным ужином и песнями под гитару.

Глава вторая «Дороги, дороги, дороги» 02.08.2012

Утро 6:05, в 8:00 погрузились в ГАЗ-66 кунг и отправились в долгий путь на юго-запад Камчатки к Ключевской группе вулканов, в состав которой входят Острый Толбачик (3682м) и слившийся с ним Плоский Толбачик (действующий, высота 3140 м),  восхождение на который является конечной целью этого длинного автопробега.

На окраине города остановились у стоянки для автомобилей, чтобы подобрать нашего проводника и как только спрыгнули на землю увидели, как на нас таращит глаза оранжевая лисица, это потрясающе: днем, среди людей  хищница притирается к машинам в поисках чем – либо полакомиться.

Это утро стало точкой рождения нашей вселенской любви к Олегу Петровичу. Немного о нем: по-спортивному подтянутый бывший альпинист, полный молодецкой удали и позитива, сейчас самый востребованный водила, ничего не говорил без басенок и прибауток, причем особым языком, вообще рот у нас не закрывался от хохота. В адаптацию и сонастройку с местным населением он внес неоценимый вклад. От него мы переняли шкалу времени на полуострове, а точнее времени может быть два: «До обеда!» и «После обеда!», а километраж измеряется очень просто, примерно так: «Олег Петрович, сколько еще осталось ехать?» Прилично!». Больше глупых вопросов не задавали. Он же собственно объяснил, как работает ранцевый опрыскиватель (для тех, кто в танке), а без него на Камчатке ну никак нельзя, пишу инструкцию для последователей, вдруг понадобится, а спросить не у кого. Итак, инструкция от Петровича: «берешь.. это самое.. надеваешь  это самое.. ну и тушишь.. это самое». Кому пригодится, отзывы жду в личку.

В пути были целый световой день, как и предполагалось по плану,  двигались с короткими остановками, из которых больше всех впечатлила стоянка в п.Сокочи — «Долина пирожков», прославившаяся пирожками гигантами на любой вкус: с жимолостью, папоротником, брусникой,…… На стоянках в лесу мы объедались жимолостью, огромная ягода сама падает прямо в горсть, кое-где удавалось поймать последние малинки и конечно попробовать несравненную Княжнику, вкус этой редкой ягоды помню до сих пор. Слева и справа мелькали великолепные панорамы местности, каменноберёзовый лес, сменялся зарослями ольхового и кедрового стлаников; они, в свою очередь, уступали место горным тундрам. Слева от нас открывался вид на древний вулкан «Вачкажец», название берёт свое начало от ительменского слова «Уачькагачь», что означает «Текущая с каменной спины или с каменного хребта».  А посреди лесной чащи нам открылся чудесный вид на Мертвое озеро,  Мертвое потому что в нем не живет ни одного живого существа,  гладь этого озера поражает своей зеркальностью, что то нереальное, как будто оно целиком вырезано из сказки и поставлено в этот лесной пейзаж.

По дороге Андрей рассказывал о ягодах Краснике (местное название Клоповка), Шикше – черной ягоде, лучше всего утоляющей жажду, подтверждаю, впоследствии проверила на себе; рыбе Чавыче (королевский лосось) огромной 15 кг, которая заходит с июня серебристого цвета, а к августу в брачный период серебристость  сменяется рубиновым расцветом и много еще что в основном рассказ пестрил местными названиями растений, безуспешная попытка запомнить все это навела меня на мысль купить книгу о флоре и фауне Камчатки. Так потихонечку мы и прибыли в Козыревск – к месту нашей второй ночевки.

Посреди края непуганых птиц, где порой вместо дорог только направление, невероятное место под названием «У Марии», это мини отель или гостиница, как хотите называйте, но уровень по этим местам настолько высок, что оторвались мы по полной программе, с номерами в домиках, банькой и как всегда ночными посиделками под гитару в беседке, украшенной резьбой, с маленьким прудиком и лягушкой, которая является особой редкостью в большей части районов полуострова. Когда мы с девчонками собрались прогуляться  вдоль поселка, где мы с удивлением отметили, что улочки вечером совсем пустынны, как оказалось всех жителей предупредили, что по деревне «шастает» Медведь, поэтому по одному не ходить, а за пределы изгороди дома выходить совсем опасно. Прогулка была не длительной, но мы все-таки рискнули и вышли, любовались закатом и блуждающим стадом коров, подгоняемых лошадьми. На ужин у нас была уха из нерки, а потом теплые постели с чистым и вкусно пахнувшим бельем.

Камчатка день  3-й «Конуса и Мертвый лес»

Утро 6:15, рассвет, обворожительно ласковое солнце, кажется все еще спят, лишь кукареканье местных петухов нарушает тишину этого великолепия. Пока я наслаждалась лучами солнца, откуда то издалека появился Макс, оказывается он давно уже встал и проверял хозяйский велик на прочность, а он уж мастер — можете поверить. Дал пару кружочков по поселку, вообще надо сказать он такой молодец, на продолжении всего путешествия он успевал заниматься дыхательной гимнастикой, медитацией и вести отличные репортажи с мест нашей дислокации, наконец, его коронная фраза станет особой фишкой наших странствий «Да, еще маленькую радиалочку и все!!» — и это после активного дня ползания по вулканам или перехода через перевал, когда язык точно у всех на плече.

Позавтракали, поблагодарили хозяйку за теплый прием и с оптимизмом и в полной экипировке с фонариками на ногах отправились на конуса БТТИ (Большое Толбачинское Трещинное Извержение), поднимались по черному шлаку,  где, кстати, проходили испытания лунохода, а когда добрались до самого верха нашему взору открылись сюрреалистические, фантастические пейзажи разных цветов от яркого желтого и кирпично-красного до угольного черного, бескрайние лавовые пещеры, и крутые обрывы с такой высотой, что кружится голова, фумаролы и серные выходы.  Поднимали породы желтого цвета с хлором, зеленые с медью и очень красивые вулканические бомбочки разных форм —  которые образуются, вылетая из центра извержения, те, что были поменьше конечно взяли на память. В некоторых местах стоять было опасно, потому что температура под ногами, мягко говоря, была высокой, голову сносило от такой красотени. А на обратном пути Андрей нам показал небольшой в диаметре выход горячего кислорода из-под земли, ребята устроили эксперимент и за 2-3 минуты деревяшки положенные в него загорелись и настоящий вулканический огонь вышел наружу, эта каталитическая реакция продемонстрировала нам, что мы находимся на совсем живом, дышащем прорыве.

Возвращаясь назад, себе на беду, Андрей показал нам естественные гроты, не ожидая того что наша пытливость превзойдет все ожидания. Сергей не остался равнодушным, надо признать он вообще все время во всем был первым и лез в грот, так в грот, в водопад так в него, в озеро так в озеро. Девчонки уступать не хотели и конечно следовали его примеру.

После этого мы с ребяческой смелостью отправились в Лавоходы или лавовые трубы, нам было интересно все и мы никуда не спешили. Внутри пещера оказалась очень просторной, сверху свисало бесконечное количество «алюминево-титановых» сосулек какого-то просто космического происхождения, казалось, мы гуляем по древним пещерам Атлантиды, по крайней мере, именно так ее описывают авторы эзотерических книг и древние маги.

Уже вечерело и оставалось мало времени, чтобы засветло преодолеть участки на обратном пути, больше похожие на военные траншеи, нежели на дороги. Мы пересекали и разлившиеся реки и колеи высотой с человеческий рост.  Это когда ГАЗ 66-ой выписывал пируэты формулы-1, а особенную «радость» доставляли встречные КАМАЗы и другой транспорт весьма внушительных размеров на нереально узких лесных направлениях, но все таки Олег Петрович (наш водитель) сжалился над нами: и следующие тайны для нас открывал Мертвый лес.

Представьте такую картину. В момент извержения высокий хвойный 12-метровый лес засыпается слоем пепла и вулканического шлака наполовину. И вот мы гуляем: под нами 6 метров пепла и шлака, над нами 6-метровые застывшие деревья.

Нереально!!!

Ужасающее чувство вызывает раздетый, голый безжизненный лес — место, где выжжено все дотла, невыносимо больно становилось среди этих одиноко стоящих деревьев, когда-то цветущих и дарящих радость. В голове рисовались страшные картины того, что здесь происходило, вперемешку с мыслями, что может когда-то статься на земле. Жутко и красиво одновременно. Прощай сказочный мертвый лес из страшилок детства! Мы возвращаемся обратно, сегодня это будет ночь на станции вулканологов «Ленинградская», думали расположиться палаточным городком, но в очередной раз нам улыбнулась фортуна и мы заселились в домик вулканологов, все отлично, только по ночам очень холодно. Зато есть кухня, горячий чай и источник с питьевой водой метрах в пятистах, на расстоянии 200м к которому запрещено подходить с мылом и другими средствами, так что очень даже нелегко нам доставалась чистота, гигиена и питьевая вода здесь.

Нереально красивый закат, на фоне возвышающихся со всех сторон сопок ярко оранжевое, почти красное солнце, как глазунья на тефлоне с одной стороны, а с другой такой же яркий поднимающийся месяц красновато запеченного цвета над безбрежным полотном шлакового грунта.

После ужина песни под гитару, анекдоты Петровича и коврик на досках для исправления позвоночника)))

4-й день на Камчатке и первое восхождение на вулкан Плоский Толбачик.

Почему Плоский?

Представьте себе Килиманджаро, которому взрывом оторвало пол горы. И эти полгоры разметало на многие километры, вокруг занеся все пеплом и оплавленными круглыми и овальными кусками «вулканическими бомбочками».

Вот на этот ставшим Плоским Толбачик, мы и собрались штурмовать.

Для меня, как и для других это было самое ТРУДНОЕ восхождение. Последние 100 метров перед вершиной, мы с Максимом Клещевым (мы шли первыми) останавливались перевести дыхание каждые 10 метров набора высоты. Сердце колотилось бешено!

Мне это было абсолютно непонятно. Я ведь уже поднимался на 3-х тысячник на Алтае и ничего подобного?

Уже в конце нашего путешествия по Камчатке, когда наша группа «взлетит» на вулкан Авачинский (по словам гида это самое сложное восхождение из всех покоренных нами вулканов), мне станет понятно…. Акклиматизация плюс нетренированность в нашей городской жизни.

Какие я сделал выводы?

Теперь после утренней пробежки я «взлетаю» на свой 20-й этаж не на лифте, а по лестнице. Пока еще делаю одну остановку, 2-х минутный передых на 10-м этаже.

Готовлюсь к следующим вулканам Камчатки  (и не только)J.

Глава четвертая «Восхождение»  04.08.2012

Все спали безмятежным сном, в котором переплелись засыпанный многометровым слоем пепла и шлака, опаленный и высохший «Мертвый лес», причудливые скульптуры из застывшей лавы и огромные потоки воды которые преследовали наш 66-ой вечером на обратном пути. Зазвенели будильники в заряженных, еще целых и работающих мобильниках. Не всем им удастся послужить своим хозяевам до конца путешествия))

Вот и наступило утро самого главного дня первой части нашего путешествия – утро нашего первого серьезного испытания — восхождение на вулкан Плоский Толбачик.

Дело было так: с утреца мы еще бодренькие и впрочем, наивные погрузились к Петровичу в 66-ой и, проехав километров пяток, были выгружены. Пара фоток перед стартом – это все что на сегодня он мог сделать для нас и с лукавой улыбкой остался, выкрикивая то главное, что не успел сказать вчера. Махнул напоследок и вот, он уже превратился в маленькую точечку.

Как бывалые, экипированные по моде с палками в руках мы уверенно зашагали на встречу с вершиной. Выше и выше… Удивительно видеть, как на бескрайних просторах безжизненных шлаковых полей песка повсюду прорастают цветочки: желтые, розовые, фиолетовые с желтоватыми серединками, голубые колокольчики — совсем коротышки. Скажу по секрету, специалистом в этом вопросе является Ирина, ума не приложу, как она может запомнить такое количество названий с первого раза. Кому интересно – это к ней, ходячий справочник по растительности Камчатки.

Ребята шли хорошо, девчонки не уступали, но из всех сильно выделялся Влад,  как оказалось не напрасно, он в походах профессионал, не гонится за категориями, но за плечами весьма приличный опыт и количество восхождений, в общем, асов в нашей компании добавилось. Казалось, для него не существует ни камней, ни препятствий, так лихо он взбирался на отвесные склоны и носился по «сыпучке»,  при этом еще и фотографировал все и всех. Снимаю шляпу. Позже уже станет понятно, что именно он экипирован на все случаи жизни и разные ЧП тоже, но всему свое время.

Что касается меня, то с момента закупки снаряжения, максимум, что я сделала — срезала бирки, и каждый день для меня нес какие-нибудь открытия, а все члены нашей команды добрыми советами участвовали в этом: с помощью Оли обнаружился дополнительный клапан в моем рюкзаке, Влад научил пользоваться лямочками для удобства, а Макс так вообще «Америку» открыл – научил как нужно правильно крепить рюкзак, на 4-ый день у меня надулся самонадувающийся коврик, а на 5-ый я нашла карманы в штормовке, которыми пользовалась до конца поездки и это еще не все)))  Кроме того, народ весь собрался очень интересный. Где еще наберешься живому опыту и в таком количестве?! Эх, плачьте, кто не поехал!

Вдалеке виднелся Плоский Толбачик, его вершина, покрытая снежным покрывалом, манила необычайно, на фоне чистого голубого неба казалась написанной на холсте и совсем близкой. Навстречу нам по старым лавовым потокам бежали ручьи с таящих ледников и  пробивались через преграды шлака родники с изумительной на вкус водой. Нам это придавало сил: умывшись и смочив губы, мы продолжали свой путь. Не лишним будет заметить, что средняя скорость передвижения по недавней лаве – 2 км/ч из-за того, что попадаются большие ямы и опасно в них провалиться.

Показался первый снег, к этому времени большее количество нашей экспедиции щеголяли в купальниках и трусах, потому как ясное небо и яркое солнце сопутствовали нам. Это особый договор между нашей славной Ольгой и силами свыше, который исправно сохранялся во время нашего путешествия, вот слово, так слово!

Пока мы на ходу принимали солнечные ванны, Сергей, Макс и Андрей, шедшие в авангарде натирались снегом от души, соскучавшись по нему с февраля, а потом все вместе фотались на фоне простирающихся не тающих ледников.

Ольга осталась на полпути собирать энергию Солнца и медитировать без посторонних глаз, остальной караван двинулся в путь.

Затем был горный водопад со снежной пещерой, настоящий, холоднючий, падающий с 3-х метровой высоты. Веяло романтикой, хотелось броситься в него, но строгий взгляд проводника останавливал мой авантюрный замысел. Ненадолго… Особенностью нашей компании, так случилось, было то, что на любую авантюру у тебя найдется союзник. Сначала фотались, а потом мы с Владом отважились дважды прыгнуть под струю. Шок и прелесть одновременно – ни с чем несравнимые ощущения, разгоряченное на солнце тело и жгуче ледяная вода. Это было, правда, здорово!

Бодрым шагом, не сбиваясь со своего ритма, отважно преодолевала препятствия Ирэна, оказывается в этом хрупком теле столько отваги, упорства и мастерства, что нет сомнений — Джомолунгма покорится без особых усилий.

Чем ближе мы подходили к вершине, тем тяжелее становилось в ногах, нет, это не усталость, оказывается, так сказывается перепад высоты. Все большее количество вулканов открывались нам из дымки тумана: один, за ним другой третий… мы насчитали семь линий горизонта. Прятался только соседний Острый Толбачик. Острый он из-за отвесной скалы и на восхождение на него нужна особая подготовка и соответствующая экипировка. Не сегодня, оставим на следующий раз))

Когда мы взобрались на 3077м нам открылись вулканы и Ключевской и Острый. Кругом, насколько хватала взгляда, невообразимой красоты картина гармоничных природных красок. Грандиозный кратер  воронка превосходит своими размерами все существующие на Камчатке, диаметром 1700-1800 м и глубиной 450-500 м. На краю огромного кратера был наш привал и перекус, и здесь нас ждала удача, во время наших посиделок огромного  размера булыжник сорвался с гигантской высоты и с чудовищным грохотом полетел на дно кратера, оставляя за собой клубы пыли. Чудовищно красиво и страшно. Все стали шутить: «ВАУ… вдруг началось! А может проснулся!». Но к тому времени я уже так замерзла, что пришлось надеть все свое и еще чуть-чуть, поэтому мне уже было все равно)))  Там на самом деле очень холодно, дует ветер и скрыться от него некуда.    Интереснее всех выглядел Макс: длиннющий зеленый плащ и ярко коричневые высокие гетры, с учетом, что роста он не слабого – зрелище кинематографическое: «шотландский пастух с посохом в руках», в очках из «Матрицы» и позе лотоса играет на Варгане «что вижу – то пою». К слову сказать, Варган –  самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, типа губной гармошки. Это действо под названием «Соло мастера» придавало особый шарм всей нашей Камчатской компании, а ночами играло роль колыбельной и исполнялось «на бис!». Талантливый человек, талантлив во всем. Не я это открыла, но как же интересно убеждаться в этой истине.

А какие красивые у нас девчонки! На фоне всего этого великолепия у них будто выросли крылья, потрясающие фотографии сохранили этот момент для истории.

И вот последний рывок и мы на 3085м, «Поздравляем!».

На обратном пути солнце опустилось ниже и настало самое время фотографировать. Наконец-то Острый Толбачик предстал перед нами во всей красе и красивейшие пейзажи на закате солнца были отсняты. Желание купаться остыло, да и энергии осталось только чтобы добраться до дома. «Уставшие, но счастливые возвращались они домой» — это про нас.

По дороге мы собирали кругляши, чем-то напоминающие объемные китайские иероглифы —  «лапилли»  – мелкие округлые или неправильной формы куски лавы размерами от горошины до грецкого ореха, выброшенные во время извержения вулкана вместе с вулканическими бомбами и пеплом, надеюсь у всех дома найдется парочка в качестве подарка нашим читателям.

Оказывается, спуск таит в себе большую опасность, нежели подъем, и старые спортивные травмы дали о себе знать. Но и здесь есть свои премудрости: Влад показал, как нужно правильно ставить ноги на спуске, а Андрей научил спускаться так, чтобы ноги отдыхали. В каждом деле свои секреты, следует прислушаться к советам бывалых.

Вечер. Закат на станции был неописуемо красив: багровое солнышко четко обрисованной формы катилось за горизонт, почему – то вспомнился «Сталкер» Тарковского. С другой стороны луна всходила на небосводе.

Торжественный ужин для «восходителей» включал борщ, конечно гречку и любимый чай с вкусняшками, было не так вкусно как обычно, но мы все радовались, что у Ольги выходной, и ради этого это можно и потерпеть. Все пора спать, завтра Дайки!

Много новых слов мы узнали на Камчатке.

Что такое ДАЙКИ?

Представьте себе, что Земля набухает, набухает в одном каком-то месте, В основном это напряжение в виде пепла, лавы прорывается через старый, либо новый вулкан. А вот в районе Толбачика, от чудовищного напряжения, земля начала повсеместно трескаться и расплавленная магма  пошла изливаться многокилометровыми трещинами. Потом в трещинах магма застыла.

За многие года ветер, дождь, снег смыли слой земли. А вот крепкий нерушимый базальтовый слой магмы остался в виде сказочных огромный зубцов, стен, ворот,…

Я пробовал расколоть кусочек базальта. Колотил, колотил. Колотил, колотил,..

Бесполезно. Так и стоят исполинские «неземные» Дайки.

Глава пятая «Дайки»  05.08.2012

«Дайки» и «Дайки», что это и с чем их едят??? Шли долго и нудно вверх по насыпям, особо не понимая куда путь держим, то и дело застревая на пастбищах черники, жимолости, брусники и шикши. Андрей был неразговорчив и в этом был свой смысл. Как в знаменитой книжке Л.Кэролл «Если долго идти, обязательно куда-нибудь придешь».

Подъем достаточно пологий, а после Толбачика — «это как асфальт», но прикол в том, что сначала поднимаешься, поднимаешься, а потом спускаешься, по принципу два шага вперед — один назад.

Наконец пришли. С высоты открылась сказочная долина, которую невозможно охватить глазами: на месте гигантского по размерам разлома, вдоль пути следования лавы стоят огромные Дайки – каменные монолиты причудливых форм. Еще их называют — «Каменные пальцы»: один в форме единорога, ему навстречу смотрит другой застывшим динозавром с опущенными глазами, лапами и длинным почти вросшим в землю хвостом, а слева огромные каменные Ворота почти идеальной формы, и мы… такие махонькие… Сложно передать словами ощущения от созерцания этого великолепного божественного творенья. Диву даешься, сколько фантазии у нашего Творца и силищи для замеса таких грандиозных природных действий.

«Мир был ещё таким новым, что многие вещи не имели названия, и на них приходилось показывать пальцем» — вспомнилось мне, глядя на эту первозданность. Встреча времен: далекого прошлого и настоящего!

Мы спустились вниз. Слева расположилась чудной красоты пещера, уютно углубленная в скалу, в ней Сергей и Макс зависли на кислице, это стало общей традицией: где-нить что-нить поесть)) и  вдоволь накупавшись в речке двинулись дальше, а я осталась на речке среди всего этого великолепия любоваться на воду и жадно вдыхать эту красоту.

На скалах маленькими островками висят цветы неимоверной красоты и красок, с которых шмели собирают нектар, щебечут ласточки, которые облюбовали каменную скульптуру и свили не один десяток гнезд и кругом порхают бабочки.

Журчанье реки, голоса птиц, стрекот кузнечиков, безмолвие каменных изваяний и солнечный свет – это божественное слияние цветов, звуков и запахов, как огромный луч света, к которому устремляется твоя душа, она поет, плачет и рвется наружу, поглощая тебя всего без остатка.

Когда возвращались, все вокруг затянулось «седой» дымкой –  «потянуло от пожаров с Магадана» — грустно заметил Андрей.

Неожиданно на пути возникло препятствие практически ниоткуда, да такое что нашим мужчинам, пришлось приложить немало усилий, чтобы все смогли переправиться на другой берег. Речка, которую мы прошли по дороге туда, за день набрала такую силу и увеличилась в несколько раз, что бурлила как вода в кипящем чайнике. Перебрались с помощью веревки и брошенной поперек нее доски. Посчитались — все на месте, идем дальше.

Закончился еще один день, а впереди куча времени и мест, которые просто необходимо посмотреть. Мы входили во вкус.

Глава шестая «Камчатская Швейцария»  06.08.2012

Утром отправились в путь. Первая часть путешествия близилась к завершению, после долгих переговоров с проводником обоюдным решением стало двинуться в загадочный поселок Эссо (Камчатская Швейцария) – место сосредоточения традиций жизни и быта коренного населения Камчатки. Эссо, что в переводе с языка местных аборигенов означает «лиственница». Местное население – эвены.

Прибыли мы туда во второй половине дня, определились с жильем и стало веселее. Встретили нас замечательно, дружелюбная, искренняя и теплая атмосфера, как вода в термальном источнике. Очень добрый и приветливый народ. На постой распределились так: третий и пятый домики наши, Макс – в палатке, потом конечно переиграли и по легенде Макс спал в домике на столе.

Эссо отапливается термальными водами, благодаря этому в теплицах прекрасно растут южные овощи. В центре поселка расположен большой термальный бассейн, бесплатный, ребята, в котором мы и зависли на ближайшие пару часов.

Бассейн, конечно, заслуживает особого внимания, это точно рай под открытым небом утром и поздним вечером, а ночью небо такое звездное, лунный свет, млечный путь, падающие звезды одна за другой и блаженство теплой воды. Это чудесно, прекрасно и несравненно, удивительно, но на Камчатке все обладает своим особым чудным секретом, даже колдовством, невозможно рассказывать без превосходящей степени и восхищенных фраз, все на самом деле именно так. А ведь для них, для аборигенов – это обычная жизнь. Сюда тянется огромное количество людей со всего мира, а они просто живут  и купаются во всем этом великолепии. Ну, представьте: проснулся утром, еще висит туманная дымка, утренняя прохладца, а ты нырк в бассейн. Чокнуться можно, ребята!

Отдельный прикол — это количество Владов на душу населения в Эссо, мы познакомились с пятью эвенами и все они носили одинаковое имя Влад, ну бывает же. Один из которых сильно привязался к нам и с постоянством в 15 минут доставлял нам рыбу, творог и т.п. Дошло до того, что, как только он появлялся на горизонте, Сергею приходилось самым настоящим  образом скрываться от него в пучине вод и сидеть на дне, набравши воздуха в рот. Было весело и смешно. Но, по сути, очень грустная история. Нас предупреждали, что местное население слабоустойчиво к спиртному и привыкание наступает так быстро, что сразу превращается в зависимость… Очень печально видеть, как спиваются наши малонаселенные народы(((

Что удалось посмотреть: Стойбище коряков «Чау-Чив», находится оно в 250 метрах от совхозного моста через Уксичан, в чуть уменьшенных размерах, но шкуры в ярангах – настоящие. Тем временем Макс, Ириша и Ирэн времени зря не теряли, взяли проводника из местных и отправились на прогулку на лошадях, представьте живых, настоящих, и теперь только они знают фишку, как удержаться в седле, надеюсь им это пригодиться в Питере. Кстати, Петропавловск Камчатский все местные величают Питером, так приятно, кругом земляки))

Куда не попали: Быстринский районный этнографический музей, к сожалению, был закрыт для посещений, удалось только прогуляться по его территории — это архитектурный ансамбль в стиле древнерусского зодчества XVII-XVIII веков. В него входит приказная изба, оборонная башня, органично вписавшиеся в стилевое единство казацкого острога здания выставочного зала музея.   Пофотались среди деревянных резных скульптур под открытым небом на мифологические темы аборигенов Камчатки. Не решились поехать в Анавгай на этнографический комплекс «Мэнэдек». Это эвенское стойбище, расположившееся возле реки Анавгай, в километре к югу от одноименного поселка. Там все лето варят шурпу из оленнины, уху, чай, встречают туристов, поют песни, и танцуют под звуки древних бубнов. А в день летнего солнцестояния (21-22 июня) празднуют эвенский Новый год. Шикарный праздник. Вся Камчатка едет в Анавгай. Мы тоже поедем, но в следующий раз.

Вечером ужин, полночь встретили в термальном бассейне и начало нового дня там же.

Глава седьмая «Икар»  07.08.2012

Встала в 6:30 и в бассейн, там уже бултыхалась во всю Ольга. Окончательное пробуждение и заряд бодрости наступили в термальной воде. По – одному подтягивались к водоему наши, здесь же согласовали план дальнейших действий и поспешили завтракать.

После завтрака отправились на озеро Икар, которое находится на расстоянии 8 км от Эссо. Но эти 8, что все 30, потому как дорога идет вверх по крутой насыпи, и наш 66-й практически всю дорогу двигался стоя на задних колесах, пересекая речку вброд и буравя грязь местных дорог.

Небольшое горное озеро с поэтическим названием «Икар», в котором, как в зеркале, отражаются сумасшедшей прелести лес и горы. Мы сразу купаться, Сергей ловко прыгнул в местный каяк и на середину, очень маневренное суденышко с достаточно сложным управлением двухсторонним веслом, но он замечательно справился, нарезал пару кружочков и в гавань. За ним последовала Ольга, «размерчик» оказался не в пору, а Макс и вовсе перевернул каяк. Но, лиха беда начало! Дальше – больше. Пока мы щелкали фотиками по сторонам, на берегу развивалось сценическое представление. Ольга в национальном костюме корякской женщины, отделанном бисером тонкой работы, с бубном в руках исполняла пляски народов Севера. Получалось потрясающе, она так вошла в образ, что сомнения в оригинальности происходящего растаяли сами собой. Ак-ком-па-ни-ро-вал Макс на варгане, звуковые эффекты создавал Влад, остальным досталась роль зрителей. Раскланялись артисты, когда народ повалил со всех сторон, тараща глаза на импровизированный концерт «местных» звезд. За прошедшую неделю мы адаптировались и запылились так, что от коренного населения мало чем отличались.

Вдоволь наевшись жимолостью и черникой, отправились обратно, на коротенькой стоянке напали на Княжнику, она уже отошла, и найти ее в таком количестве было делом не простым, но очень приятным. По возвращении в Эссо искупались, собрались и двинулись в путь, он предстоял быть долгим и тяжелым. Пока «пилили» на 66-ом (он же «Джек», прости Петрович – упустила из виду сообщить его собственное имя)  уже стемнело и стало ясно, что Олег Петрович очень устал. Ребята сменяли друг друга в его кабине, стараясь изо всех сил, чтобы веселить и не дать заснуть ему за рулем. Но человеческие резервы имеют свои пределы, решение приняли на ночь встать в Малках. Это было правильным решением, Петрович почти валился с ног от усталости, а ведь это наша безопасность. Приехали в расчете на домики, но по прибытию поняли, что это нам не светит. Замечательная ночь ждала нас, но мы еще об этом не знали.

Петрович загнал «Джека» под шлагбаум на берег и мы в кромешной тьме возились с палатками, которые до этого вечера ездили балластом на «Джеке» и своих хозяевах.

Ура, настала пора настоящих приключений. По берегу расположились еще полсотни таких же, как мы. Мы разбили лагерь и под караоке соседей, репертуара дискотеки 80-х всей гурьбой отправились на «лужу» термальный источник с горячей водой. Сегодня это был водоем достаточных размеров, чтобы в нем поместились мы все сразу, глубиной примерно чуть выше колена, но лежать в нем доставляло массу удовольствий. Пара фонариков на лбу, звездное небо над головой, и нежность теплой воды, ласкающей наши уставшие тела, анекдоты и истории Петровича, общий гогот и рассказы о медведях – на такой позитивной волне заканчивался еще один день нашей Камчатки.

Возвращались друг за другом цепью, «прячась» за широкой спиной Петровича,  потому что вероятность встретить Мишу очень велика, а приемы для встречи с ним еще не отработаны.

Когда вернулись, у соседей танцы были в самом разгаре, «музон» качал как в Тушино во время рок-концерта. Сергей, понимая напряженность ситуации и состояние, в котором находились наши соседи к этому моменту, вызвал огонь на себя и по праву главнокомандующего отправился на переговоры собственной персоной. Когда вернулся и рассказывал, самому было смешно. Мы точно не входили в их планы и потому они готовы сделать исключение и музыку тише, но только на 30 минут, типа дать возможность нам заснуть, а потом Праздник! Праздник! В общем, слово они свое сдержали)) и спали мы в условиях повышенного шума, но зато — новое место, новые впечатления и первая ночь в палатке.

Глава восьмая «Встреча»  08.08.2012

Сегодня серьезный и напряженный день, закончился первый этап, нас ждет переезд в Елизово, встреча друзей из Питера в Петропавловске, закупка снаряжения и продуктов для дальнейшего путешествия.

Попрощались с Андреем и его женой и в путь. Приехав в Елизово, дел было невпроворот. Нужен был инет и розетки для мобилы, поэтому в поисках источников энергии мы отправились на Главпочтамт, где за 2 пирожных под названием «Мечта» наши агрегаты заряжались во время обеденного перерыва. После этого пошли погулять в мини-парке, где встретились с Сергеем. Он зря время не терял и уже показывал нам новый маршрут по Большому Тихоокеанскому кольцу Камчатки, с посещением гейзеров, и все это с иллюстрациями, картами, рабочими планами, явками и паролями. Вот это да! Осталось только составить список участников! Как говорит наш любимый Петрович: «Кто первый встал, того и тапочки!». Смекаете?

Идем на «стрелку», впереди сидячий прикол: представьте на площадке у батута, скачет малышня, а рядом с ней «картина маслом»: восседает в кепи задом наперед ярко – оранжевая фигура Макса, присосавшаяся проводами к тройнику на асфальте. Фотки замечательные, Максимсамо очарование.

Сделали все дела, общественные и свои личные и поехали в аэропорт, самолет задерживался и мы больше часа болтались по Елизово в поиска тени. Наконец торжественный момент настал, отворились ворота и к нам на встречу высыпали: Марина, Роман и Сергей, среди своих проходил как «профессор». Ирэна в объятиях мужа — «Приехал!»,  теплая встреча друзей, свеженькая кровь и последние новости с родной земли. Присоединился Валентин – наш новый гид, с которым пройдем оставшуюся часть пути. Им оказался, молодой, высокий, отлично сложенный, кудрявый интеллигент в очечках, одним словом «доцент» — такой симпатяга, романтик 80-х, чем- то напомнил Шурика из всеми любимого фильма, а это значит – приключения нам обеспечены! В путь.

Ближайшая стоянка в Верхней Паратунке, туда и двинулись. Приехали поздно, поставили палатки, и Петрович повел на новый источник. На самом деле, шли как-то неохотно, тем более что с каждым шагом пути – дорожка становилась более извилистой и странноватой. Представьте: ночь, вы вымотаны и тащитесь в темноте метров 300 круто вверх по едва заметной тропинке, местами по «сыпучке», а то и просто по грязи, запинаясь о корни и перелезая поперек лежавшие стволы деревьев, по бокам вас накрывают лапы гигантов растений, да по лицу то и дело стегает ветками после идущих впереди. Но… Когда дошли разочарованных не осталось.

Термальный источник представляет собой две соединенные между собой ванны круглой формы, небольшие, но уютные, первая прохладнее, вторая совсем горячая. Все облюбовали  вторую ванну, которую образует горячий водопад,  падающий со скалы. В скале ложбинки и сидеть очень удобно. Когда все расположились и огляделись, поняли — очарование этого места было особенное, вот почему так хотел сюда нас привести Петрович. Источник со всех сторон окружен деревьями, ветви которых наклонились к воде, и кустарниками, образующими красивейший живой сад теней, который в свете ночных фонарей создает особую атмосферу таинственности, звезд на небе столько, как будто специально высыпали для вновь прибывших.   Возвращаться не хотелось, и некоторые желающие остались здесь почти до утра, потеряв счет времени и наслаждаясь всем этим боголепием.

Глава девятая «Горелый»  09.08.2012

Петрович привез нас под вулкан Горелый. Настал момент прощания. Расставаться не хотелось, бывает же такое, всего неделю знаешь человека, а как-будто полжизни знал. Столько теплоты и благодарности было у каждого из нас к этому человеку. Со слезами на глазах и с его чайником в руках мы пожелали Петровичу доброго здоровья, а нам счастливого пути. И вот мы для него уже превратились в точки, он гнал своего «Джека» на добрые дела для встречи с новыми камчадалами.

Лагерь разбили на красивом равнинном месте, со всех сторон пересеченном ручьями с травянистого цвета мхом, струящаяся вода между его островками и разнообразие микроскопического размера растительности создавало китайский сад, картинки прямо по Фэн-шуй, а на пригорках сидят евражки, любопытно выглядывая, поднявшись на задние лапы.  Издалека виднелся водопад, казалось далековато, но теперь для нас расстояние – не вопрос. Ура, вода! Ледяная. Кстати простудой никто не заболел.

Далее нас ждало восхождение на вулкан Горелый, и мы пошли. Все шли обычным ходом, своим путем поднимался только Роман, у него была своя трасса, выбирая наиболее сложные участки пути, он как-будто хотел наверстать ту неделю, позже на которую он приехал. А может шел за двоих: за себя и Ирэну, к сожалению она осталась в городе. Его красная куртка и бандана мелькала с ледника на ледник, и изо всех водоемов только пятки торчали)) 5 баллов, Ромка, экстремалов добавилось!